О детях. Наболевшее

О детях. Наболевшее

Анализируя последние годы педагогического общения с детьми у меня к сожалению вырисовывается не очень радостная картина. Девять месяцев в году, практически каждый Божий день я так или иначе общаюсь с детьми, с мальчиками и девочками, школьниками и подростками; я часто нахожусь внутри их зашкаливающих эмоций, переживаю с ними их формирующиеся взаимоотношения с взрослым миром, воочию вижу, как не просто зарождаются и в борьбе вырастают их человеческие качества, как они становятся мягче или грубее, злее или добрей, как непросто они становятся взрослыми людьми. Я с огорчением или радостью вижу, как из разных поступков ребёнка складывается его будущее, как любое действие маленького человека влияет на его формирующийся характер, как каждый прожитый детский день, неделя, месяц отчётливо проявляются в их будущих годах и десятилетиях. Как произведение художника, волнующее нас, состоит из холста и мазков краски на нём, так и на ребёнке – каждый прожитый день откладывает свой отпечаток, свою чёрточку, свое выражение, свой оттенок, а заложенное в душу ребёнка творчество высвечивает и оживляет эти краски всю его длинную жизнь. Если в жизни ребёнка это Творчество есть! 

Ничто не может заменить в воспитании ребёнка — Любви, Внимания и Участия. Без этих составляющих жизнь подрастающего человека выглядит оголённой и часто беззащитной перед яркими, увлекательными, но очень опасными предложениями нашего виртуально-электронного мира, который завлекает нас своей красочной искусственностью, своей как бы, неповторимостью, оригинальностью и единственностью. Но так ли это? Давайте разберёмся.  

Как мне кажется основной проблемой нашей подрастающей молодёжи является прежде всего – Закрытость. Очень часто внутренний мир ребёнка наглухо закрыт не только для окружающих его людей, туда нет доступа самым близким, — маме и папе. Этот мир насыщается вредными заменителями духовных «продуктов», — из интернета, от случайных друзей и подруг, из сомнительных телевизионных шоу-программ, которые без ограничения вливаются в беззащитную душу ребёнка, разрушая её своей доступной яркостью и скрытой пошлостью. Ребёнку, чтобы занять его чем то, дают смартфон или планшет и вместо книги и живого слова он растворяет свою душу перед экраном телевизора, в шумных смертоубийственных играх, в сетях всё-доступного интернета или в виртуальном — не требующем ничего живого – общении со знакомыми и не знакомыми людьми. Дети часами погружены в светящиеся экраны ноутбуков и айфонов, находя в них абсолютно всё, — информацию, увлечения, домашние задания, ответы на вопросы, развлечения, общение в соц. сетях, дружбу и даже любовь. Всё есть в этом искусственном и «прекрасном» мире. И дети вроде заняты, и дома сидят неотрывно, и пагубного влияния улицы лишены, и родителям не надоедают въедливыми вопросами нравственного характера – чем плохо? Всем плохо! 

Плохо прежде всего в легкодоступности получаемой информации, в её сомнительной достоверности и искренности, плохо в том, что всё живое подменяется мёртвым и выдаётся за единственно-правильное. Вместо того чтобы выстраивать у ребёнка стремление к его индивидуальной единственности мы, через интернет и телевидение, «оболваниваем» его и делаем посредственно-усреднённым «как все», мало того что мы лишаем его элементарного человеческого общения, сами устраняясь от живого воспитания и участия в развитии нашего чада, мы, вкладывая в его руки электронную игрушку вырываем его из живого мира, делаем его закрытым ко всему естественному и нормальному. И ребёнок закрывается. Конечно, ведь он не умеет нормально общаться; шутить, вести беседу, развивать и заканчивать мысль, отстаивать позицию доказывая свою правоту, он не имеет привычки быть культурным и вежливым, приятным в общении собеседником, ребёнок в нашем современном обществе уже разучился здороваться и прощаться с людьми, предпочитая склоняя голову понуро молчать, — а зачем, ведь в виртуальном общении всё сведено к сленговой сухости, знаковости и без эмоциональности. Так в ребёнке выращенным за компьютерным столом, постепенно высыхают зачатки живой индивидуальности и непосредственности, так, приобретая сомнительное он начинает терять самого себя. В самом начале своего развития. Правы ли мы взрослые, предлагая детям вместо себя искусственный мир телевидения и интернета в столь неограниченном количестве?  

Второе качество, стремительно разрастающееся в последнее время у детей это – Равнодушие. Это парадоксально, но это так. Еще в 2010 году работая над разделом о подростках в книге «Актёрский тренинг для детей» я утверждался в совершенно обратной мысли. Прошло восемь лет и я, к сожалению, готов поспорить с самим собой. Ведь это правда. Всё общество вокруг стало более безучастным друг к другу, к тому, что происходит не с тобой и не около тебя. Нам всем «по барабану» что мы живём в грязи и беззаконии, что сверху до низу в нашей стране процветают воровство, коррупция, ложь и обман. Мы как-то быстро привыкли на всё закрывать глаза, если это впрямую не касается нас самих и наших интересов. Мы, не моргнув проходим мимо повального нарушения норм и законов в нашем обществе, объясняя своё безучастие – невозможностью что-либо изменить; мы сами всегда и всему находим объяснение, лишь бы не высовываться, не противоречить, не вникать, не видеть не слышать и не говорить. Даже думать самостоятельно нам становится всё труднее и трудней. Равнодушие к окружающему перетекает в внутреннюю апатию, хладнокровие медленно перерастает в пофигизм. Мир ведь круглый, — что посеешь, то и пожнёшь.  

А дети реагируют, дети всё впитывают. Как лакмусовые бумажки они первыми отражают те болезненные изменения, которые происходят со взрослыми. А впитывая они изменяются сами. Изменяются не хорошо, не красиво, ведь это так не свойственно их открытым, не искушенным ещё душонкам – превращаться в чёрствые, закрытые и равнодушные. Но дети чётко копируют мир взрослых и самые доступные и болезненные, легко усваиваемые «кусочки», моментально переносят в свой детский мир. И как в кривом зеркале, прекрасный детский мир искажается если этими «кусочками» оказываются безразличие и равнодушие. «Равнодушный ребёнок», — даже звучит неправильно, потому что на лицо противоречие, потому что так не должно быть. Помните холодную льдинку, попавшую в сердце Кая и до неузнаваемости изменившую его. Так и мы, взрослые, разбрасывая в мире льдинки безразличия и равнодушия, первыми раним себя, своих близких и своих детей. Безразличный ребёнок – это нонсенс, это в первую очередь пощечина всем взрослым людям, не задумывающимся о своём ближайшем будущем. Господа родители, повысим наше общее чувство ответственности, гражданского и человеческого участия в жизни семьи, страны и всего общества. Пусть наши дети будут не безответственными мещанами, а гражданами своей страны.  

Если говорить о детской педагогике в целом, то у меня сразу же встают перед глазами лица мальчиков и девочек, юношей и девушек, все абсолютно разные, но близкие в своих проблемах и задачах, в наших общих успехах, и неудачах. Обобщения целесообразны для личных выводов, но неуместны для каждого отдельно взятого ребёнка. Потому что в воспитании целостной личности всё настолько индивидуально и то, что применимо к одному ребёнку может быть недопустимо в отношении к другим. Но именно этим и интересен каждый ребёнок. Но тем не менее суммировать свои накопленные педагогические выводы очень полезно.   

Проанализировав их, я увидел третью проблему, нависшую сегодня над детьми – Бездуховность. Причины детской бездуховности – более чем понятны и очевидны – дети почти не читают книг, а если читают, то какую-то литературную «шнягу» о современных ведьмах, космических вампирах и вурдалаках. Детям (в школе, дома) не привили вкуса к хорошей литературе, дети почти не имеют привычки просто читать, получать от этого удовольствие, делиться прочитанным с друзьями, отличать хорошую книгу от плохой, интересоваться писателем, написавшим понравившееся произведение, переживать с героями книги, подражать им, учиться у них. В школе отношение к проходящему литературному материалу чаще всего формальное – прошли и забыли, формализм не может вызвать любви, он вызывает лишь отторжение, и дети не любят читать, их не обучают, не приучают к этому. Что-нибудь «легковесное» ещё куда ни шло, можно пробежать глазами, а посерьёзнее о переживании героев, о Родине, о предательстве, о чести и достоинстве, о возможности и невозможности совершать бездуховные поступки, об этом – скучно и не интересно. Правильно, ведь освоение духовного литературного материала требует подготовки, чтобы прочитать серьёзного автора, надо сначала захотеть его прочитать, а прочитав – понять и может быть полюбить его. Умение увидеть в художественном произведении прекрасное, насладиться им, — непросто, это требует подготовительной работы, внутренней работы над собой и здесь детям без грамотного наставника, Учителя – очень трудно. Правда необходимо! 

Но если прозаические произведения дети ещё иногда просматривают, то поэзию, категорически отказываются читать и тем более учить. Особенно мальчики. Стихами и баснями дети наотрез отказываются наслаждаться. С трудом, с болью заучивают школьные, программные произведения и в этот же день, навсегда забывают о них. Для мальчика выучить любовное стихотворение – позор, а прочесть его – публичный позор. Я так понимаю в школе делают всё возможное, чтобы навсегда отбить у детей охоту читать и наслаждаться поэзией, и делают это успешно, — поэзию не любят, а время, потраченное на «зубрёжку» стихотворения, считается навсегда потерянным временем. И когда с ужасом делишься мыслями о «вредной» поэзии с детьми и родителями на собраниях нашей Студии, видишь на лицах снисходительные улыбки – мол блажит Валерий Борисович, какая поэзия в нынешних сложных, санкционно-кризисных временах. Да, времена в России действительно непростые, потому и пенсионный возраст увеличивают, чтобы хоть немного снять нагрузку с исхудавшего народа. Но, господа, стихи детям нужны не менее воздуха, этот духовный кислород, жизненно необходим детской душе. Стихи учат детей понимать тонкие материи природы и человеческого духа, улавливать в словах оттенки и полутона, иносказательность и многослойность мысли, они усиливают вибрацию детской души и настраивают её на восприятие прекрасного. Без умения чувствовать поэзию, без навыков воспринимать и наслаждаться музыкой, живописью, драматургией, балетом и другими видами искусства, детская душа чахнет и огрубевая – умирает. Достойны ли этого наши с вами дети? Конечно, — духовная жизнь ребёнка это не только книги, это желание воспринимать любой вид искусства вообще, это эстетическая потребность внимать и наслаждаться прекрасным. Духовная жизнь это и воспитание ребёнка, и его поведение в обществе и этические нормы, это человеческая взаимосвязь с огромным миром окружающим его. И книги — эта важнейшая, если не сказать главнейшая живая нить, связующая душу ребёнка с огромным миром человеческого творчества. Давайте не будем её рвать. Помните, что «Вначале всего было Слово». 

Итак – Закрытость, Равнодушие, Бездуховность.  

Три эти слова угрожают миру детства, открытому миру звонкого смеха, беззастенчивого веселья, миру поисков и дерзаний, становлению и откровений, наивному, открытому, ранимому и чувствительному миру зарождения человека. 

А действительно — так ли всё тревожно? 

Может я исказил или всё преувеличил, создав проблему на голом месте?  

Может быть нет в нашей жизни, в жизни наших детей этих проблем?  

Может дети как дети, как всегда, как везде, как во все времена?  

И полностью открыты миру и творчеству, и не забаррикадированы комплексами и нервными расстройствами от себя и от общества. Может быть воздушное, всепоглощающие радушие окружает наших деток в их социуме, — в детских садах, школах, училищах, техникумах, институтах, — без вранья, без сравнивания, без хуже и лучше, беднее и богаче, а одинаково, — потому что ребёнок.  

Может духовно богаче и одухотворённее стали наши дети, больше рисуют, читают, пишут, спорят, творят – увлекаемые дерзновенными примерами бесчисленных, бескорыстных патриотов во благо Отчизне и Обществу. Может не отягощено лучезарное детство меркантильным перегрузом слишком уж материального блага? Не слишком ли много серьёзности, расчёта и результата мы хотим от наших малышей? Может оставим им воздуха свободы в окружении чутких родителей, света, солнца и творчества… и книг, и обязательно книг!